«Пищеблок», Алексей Иванов

By Елизавета Доброхотова - декабря 12, 2021

Этим летом я открыла удивительный сериал – «Пищеблок». Начинала его смотреть, не надеясь на что-то хорошее: я не люблю современный русский кинематограф и смотрю его крайне редко. А эта экранизация порадовала: красивые актеры, умеющие играть, интересные локации, СССР (а значит, детство родителей) и в основе современная книга. После просмотра загорелась идеей прочитать роман. И вот я к вам с отзывом на роман «Пищеблок».


Так случилось, что отзыв я пишу через месяц после прочтения. Поэтому мне тяжело: впечатления угасли. Все-таки лучше писать сразу или на 2-3 день. Скажу только, что мне понравился и роман, и сериал, но по отдельности. В книге больше деталей, событий, интересных описание природы, ощущений детей.

Поэтому я хочу поделиться с вами выдержками из интервью с Алексеем Ивановым.

Роман написан по теории Ричарда Докинза:

 «Ричард Докинз утверждает, что история — это борьба информационных комплексов. Он говорит, что религия, культура, экономика, государство и так далее являются прежде всего информационными комплексами, сводами законов, мнений, поведенческих практик и прочего (…)

В «Пищеблоке» я показал, как взаимодействуют информационные комплексы. Там их три: детство, вампирство и пионерство. Детство с его играми, страшилками, обзывалками, приметами и законами — живой и доминирующий информационный комплекс. Пионерство — набор бессмысленных автоматических ритуалов, мертвый комплекс. Вампирство с его мрачными готическими правилами — подавленный комплекс, который стремится к доминированию. Вампирство борется с детством. Чтобы победить, оно мимикрирует под мертвый комплекс пионерства. (…)

Как только пионерство вмешивается в жизнь детей, так все живое сразу и заканчивается, радость жизни исчезает. Дети хотели рисовать собак и кошек, а их заставили рисовать империалистов с бомбами. Хотели петь песню «Чунга-Чанга», а их заставили петь «Орлята учатся летать». Хотели играть в кораблики, но им не разрешили. Почему? «По кочану». Потому что вампиры, внедрившиеся в пионерство, делают все как положено, не нарушают дисциплину, не высовываются; им же надо прятаться, а лучший способ спрятаться — это быть как все. Но детство, дружба и любовь у каждого свои».

О помещении вампиров в русскую идеологию.

 «В нулевые годы массовая культура выдвинула вперед фигуру вампира. Как так вышло?

Думаю, что дело в восприятии жизни всем обществом. Причем в данном случае в гендерном восприятии. Дело в том, что государство и общество всегда существуют по мужскому гендеру. Я не имею в виду сексистские вещи, это безоценочное суждение. Просто принято называть гендеры мужским и женским, а можно было бы, скажем, правым и левым. Суть мужского гендера — действие, суть женского — отношение.

В нулевые годы Россия на все вызовы начала отвечать по женскому гендеру. Мы жили не на доходы от проведенных реформ, а на нефтегазовую ренту — вульгарно говоря, как жена олигарха. Общество подсознательно понимало, что мы существуем в неправильном гендере. И реагировало появлением поп-персонажей со странной, размытой гендерной ориентацией. Вспомните поп-идолов нулевых годов: Глюкоза — девочка-робот, Верка Сердючка — баба-мужик, лесбийские «Тату», инопланетянин Витас, неизвестно кто Шура и так далее. А вампир — персонаж, гендер которого тоже размыт. Внешне это мужчина, но существует он по женскому гендеру: он на иждивении у людей, на ренте их крови. Он выглядит хищником, но на деле является паразитом. Для хищника он слишком уязвим.»

Что значит «писать»?

«И работа, и призвание, и отдых, и каторга, и наказание — всё вместе. Это форма существования моей личности — видеть и рассказывать разные истории.»

Скажите, как вам позиция Алексея Иванова по некоторым вопросам? Признаюсь, мне тяжело судить, но я нашла писателя очень умным, начитанным, интересным. И уже купила «Сердце Пармы», чтобы и дальше знакомиться с его работами.

Ссылка на полное интервью: кинопоиск

СПАСИБО, ЧТО ПРОЧИТАЛИ! С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ!


  • Share:

You Might Also Like

5 коммент.

  1. Здравствуй, Елизавета.
    Я тоже читала "Пищеблок", но он у меня вызвал массу странных эмоций.
    http://irinakun.blogspot.com/2020/02/blog-post.html#more
    А вот о сериале не слышала. Надо будет поискать.

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Лиза.
    Мне книга понравилась, а сериал нет. Хотя, я могу быть пристрастна, т.к. кино, особенно современное, не смотрю, не люблю. Сериал смотрела урывками, когда его смотрел муж. Но и ему сериал не очень понравился, книга понравилась ему больше. Вы правильно сказали, что надо их оценивать без связи друг с другом. Это отдельные произведения))

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Лиза! Спасибо Вам за выдержки интервью с Ивановым. Но мне кажется, что многое здесь притянуто... Когда говорят о пионерах всегда называют только отрицательное, а положительного не было? Вы, может быть, и не помните по возрасту, а я была пионеркой. Нынешнее поколение многое утрирует - "Как только пионерство вмешивается в жизнь детей, так все живое сразу и заканчивается, радость жизни исчезает". Глупость. Это было наше детство, совместные театральные постановки, совместные походы... Совместные!!! А теперь все поодиночке - в телефонах, в Интернете.
    Книгу я читала, но у меня ощущения от неё неприятные. Простите, это просто моё чтение. Но мне кажется нельзя американские теории встраивать в нашу историю, так можно всё очернить.

    ОтветитьУдалить
  4. Елизавета, "Пищеблок" что называется "проглотила". Для меня это была борьба добра и зла, политической подоплеки не углядела тогда. И вот теперь поражена словами Иванова. Семиотика. Скачала "Вилы" его же.

    ОтветитьУдалить
  5. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить