«Лолита», Владимир Набоков

By Елизавета Доброхотова - февраля 28, 2018

Как в одно произведение поместить тайный грех и больную совесть? Спросите Набокова.



Я думала, что это будет самая короткая рецензия: никаких мыслей не было в голове после прочтения. Хотя нет, я вру: «Гумберт – моральный урод. Лолита – маленькая дурочка». Но ведь содержание намного глубже, так ведь?

Все в этом романе прекрасны:  и мать, которая вечно занята собой, и дочь, беспризорная и заигравшаяся во взрослые игры, и Гумберт, больной и одинокий человек. Хочу рассказать вам обо всех основных персонажах по порядку. Приступим.

Шарлотта Гейз

Мать Долорес. Вдова. Она же «Гейзиха». Я вижу ее молодой и привлекательной дамой лет 30-33. Она курит, любит алкоголь, употребляет снотворное. Ей не хватает мужчины в жизни, она хочет дарить свою любовь и ласку, скучает по мужским рукам. Да, она могла бы уделять внимание дочери: воспитывать, любить, дарить материнскую ласку ей. Знаете, в такой ситуации важно баланс сохранить: не забывать и о ребенке, и о себе. Но у нее приоритет явно перевешивал в сторону «о себе».

Когда появляется Гумберт, она видит в нем спасении и быстренько влюбляется в него. Я думаю, она догадывалась, что Долорез тоже не равнодушна к Гумберта, а также видела влечение мужчины к своему ребенку. Но она хотела устроить свою личную жизнь.
Долорес Скиллер (Гейз)

Лолита рано выросла во всех смыслах. Сначала она потеряла отца; потом – мать. Осознала, что нравится противоположному полу. Долли осталась ребенком, не смотря на то, что ее волновали взрослые темы. Ее заинтересовал Гумберт тем, что она его зацепила. Она почувствовала флюиды, которые шли от него по отношению к ней. Ну и, наверное, подумала: «Хм, такого у меня еще не было». Она отдала тело Гумберту, но вот душой она его не любила. И, кстати, она чаще всего называла его «папочкой». Как после такого его вообще можно как-то называть и вообще звать?..

Гумберт Гумберт

Смиренный Гумберт, подбитый паук Гумберт, кроткий, но скользкий Гумберт – это все он. Все произведение – исповедь мужчиныБольной человек. Да, он спокоен, смирен, скромен. Он говорит, что его таким создала природа. Он говорит, что любит Лолиту, но на протяжении всего романа мы наблюдаем только физическое влечение и сексуальный шантаж. Он не интересовался умом и чувствами Лолиты. Он видел в ней воспоминание о своей первой и главной любви, загубив жизнь Долорес.

Общее впечатление

В целом, я осталась довольна. Я пыталась лет в 17 прочитать этот роман, но ничего не вышло, мне было скучно. Но, видимо, я подросла.

Язык произведения такой, что хочет держать во рту каждое словечко, перечитывать, переосмысливать и еще больше влюбляться в наш великий и могучий язык, ну и в Набокова тоже. Открываю наугад книгу и пишу вам цитату:

Впадина моей  ладони  еще  была полна гладкого, как слоноваякость, ощущения  вогнутой  по-детски  спины  Лолиты,  клавишнойскользкости ее кожи под легким платьем,  которое моя мнущая руказаставляла ездить вверх и вниз, пока я держал девочку.

Просто языковой мёд, и каждая строчка такая же чувственная и приятная на вкус. Такой стиль характерен для произведений Набокова, но в «Лолите» языковые игры и каламбуры на максимуме.

Прочитав роман, я поняла, что это произведение – не история любви. Мне кажется этот роман о том, как важно держать своих внутренних демонов под контролем, не позволять им вылезать наружу и отпустить свои воспоминания.

На этом все. Спасибо за прочтение, увидимся совсем скоро!








Студия: Shik Studio

  • Share:

You Might Also Like

11 коммент.

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Вот и я пыталась осилить, понять "Лолиту" лет в 15-16, но не смогла - не поняла, не осилила и отложила. Помню, что в том возрасте рука к роману тянулась только из-за запретной темы, вот и не пошло. Наверное, пришло и мое время перечитать "Лолиту".

    https://umnicaya.blogspot.com/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна! Запретная тема, интерес к загадочному (русскому) писателю, которому несправедливо отводят парочку часов в школьном плане, сделали свое дело:)

      Лучше читать, конечно, в сознательном возрасте.

      Удалить
  3. Помню первый раз читала эту книгу лет в 15, осталась под впечатлением, но не поняла до конца. Потом читала в 20 лет, было с кем обсудить и я открыла для себя "Лолиту" с совершенно другой стороны. Теперь один из любимых романов!)
    wdresscode.blogspot.ru

    ОтветитьУдалить
  4. Я помню фильм, а до книги так и не добралась. Сюжет про педофила Гумберта мерзенький конечно, но язык Набокова мне нравится, мне вообще его манера письма нравится больше, чем сюжеты.
    www.recklessdiary.ru

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне тоже очень нравится язык Набокова. По сюжету мне очень понравилось "Отчаянье", попробуй, может быть, тебе понравится:)

      Удалить
  5. Лиза, фотосессия чудесная:) в тему, в тему:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое! Всегда хочется, чтобы фото соответствовали сути книги. Жалко, не всегда получается так делать:)

      Удалить
  6. меня это произведение не впечатлило, хотя и поразило, насколько продуман образ Гумберта - до каждой мысли. надеюсь, что другие произведения Набокова мне понравятся больше

    ОтветитьУдалить
  7. Возможно, из-за отсутствия читательского опыта когда-то я отложила в сторону этот роман.Но теперь готова к повторному восприятию.Ваш отзыв мне в помощь)Спасибо большое!
    P.S.А слог Набокова богатый!Так и хочется выписывать отдельные фразы, предложения и целые абзацы.

    ОтветитьУдалить