«Как закалялась сталь», Николай Островский

By Елизавета Доброхотова - июля 09, 2020


Всех приветствую! Наконец-то я закончила читать это произведение. Тяжело, долго, местами скучно. Но обо всем я хочу рассказать вам по порядку.


Аннотация

«Как закалялась сталь» – автобиографический роман, написанный в 1932 году. Роман сразу обрел огромную популярность и стал самым издаваемым произведением советской литературы.
Это книга о стойкости характера, целеустремленности, идейности и, самое главное, безграничной вере в светлое будущее, за которое стоит сражаться!»

История написания
Как было выше, это автобиографический роман. Николай Островский начали писать роман в 1930 году, тяжело больным и практически ослепшим. Ему было  Сначала он писал роман от руки. Но здоровье подводило: зато помог транспарант. Как только писатель овладел письмом при помощи транспаранта, отказала рука. После этого автор стал диктовать текст ассистенту.

Что писал сам автор (даю отрывки речи):

«ОТ АВТОРА
Когда я принялся писать мою книгу, я думал написать ее в форме воспоминаний, записей целого ряда фактов. Но встреча с товарищем Костровым, в бытность его редактором «Молодой гвардии», который предложил написать в форме повести или романа историю рабочих, подростков и юношей, их детство, труд и затем участие в борьбе своего класса, изменила это намерение.

Я попытался облечь в литературную форму действительные факты, зарисовал целую группу товарищей, частью работающих и сейчас, частью погибших.
Будучи прикован к постели, выдержал еще один удар — ослеп. Оставил кружки. Последний годы посвятил работе над книгой. Физически потерял почти все, осталась только непотухающая энергия молодости и страстное желание быть чем-нибудь полезным своей партии, своему классу. Работа над книгой — попытка передать былое литературным языком. Никогда раньше не писал»

Полный текст обращения вы может прочитать тут.

Мои впечатления
Не понравилось. Уточню: очень понравилось начало и конец. Середина про войну, каких-то новых людей, которые просто вереницей плыли перед глазами героя, совсем не зашла. Я даже не помню о чем там конкретно написано – читала по диагонали. Жухрай, Халява, Голуба, Аким, Лысый, Рита, Оля, Маша, Петя… И причем они появляются совершенно внезапно! Но я хочу упомянуть о тех, кто зацепил.

Артём Корчагин запомнился. Не знаю чем, почему, но его уход в семью мне импонирует больше, чем погружение Павла в партию. Его линию интересно читать, и жаль, что автор решил не углубляться в нее.

Тоня, первая любовь Павла, этакая девушка из высшего общества. Она искренне тянулась к нему. Их мимолетная встреча через время и эта оценка Павлом Тони по одежке мне не понравилась.  Мне кажется, если бы Павка был с ней, то у него были бы неплохие шансы стать больше, чем рабочим – он мог бы получить образование и также вступить в партию, работать тем же журналистом(ведь в последствии он хотел им стать). Тоня же в свою очередь больше задумывалась бы о проблемах государства и рабочих.

Главный герой Павка Корчагин живет идеей коммунизма. Он фанатично принял сторону партии, фанатично сражается, фанатично трудится. Да, он делал историю, он – определенно герой того времени.

Но смотря сейчас на этого героя: жизнь пролетела в борьбе. Ни семьи, ни образования, ни здоровья. Сейчас бы сказали – карьерист. И я не могу ему простить, что в 24 года он стал развалиной, стариком.

Я понимаю, что сейчас, в 21 веке, мне очень легко критиковать эту книгу, режим, главного героя. Но что написано, то написано.

И, несмотря на то, что роман мне не понравился, я вынесла ценные мысли из нее:
«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому главному в мире - борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать ее.»

«Все это бумажный героизм, братишка! Шлепнуть себя каждый дурак сумеет всегда и во всякое время. Это самый трусливый и легкий выход из положения. Трудно жить — шлепайся. А ты попробовал эту жизнь победить? Ты все сделал, чтобы вырваться из железного кольца? А ты забыл, как под Новоград-Волынском семнадцать раз в день в атаку ходили и взяли-таки наперекор всему? Спрячь револьвер и никому никогда об этом не рассказывай! Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной.»


Наверное, ради этих двух цитат стоило прочитать роман «Как закалялась сталь».

А вы читали этот роман? Как ваши впечатления?

P.S. Если мне не понравилась книга, это не значит, что она плохая. У каждого произведения есть свой читатель.


  • Share:

You Might Also Like

10 коммент.

  1. Здравствуйте, Елизавета!
    "Как закалялась сталь" не читала. Увы, когда должна была, наверное, изучать тот роман в школе, распался СССР, а вместе с ним и пионеры с комсомольцами перестали существовать. Поэтому книга ушла в историю. Не читала ее и будучи студенткой. Никогда и не было желания читать. Хотя книга есть в домашней библиотеке. Ваш отзыв напомнил горьковскую "Мать". Павел Власов очень похож на Павку Корчагина. Но Горького люблю. Да и в "Матери" нужно внимательно смотреть на образ Ниловны.
    Вам спасибо за эмоции!
    P.S. Хотела с телефона написАть комментарий, но ничего не получилось. Не видит мой телефон поле для комментариев. Может, у Вас в настройках не стоИт мобильная версия блога?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, есть схожесть с романом Горького - все-таки и то, и другое социалистический реализм. Просто поданы две истории по разному. Горький - профессионал, а Островский сам же признавался, что пишет впервые и вообще никогда не писал до этого. Не скажу, что люблю Горького, но "Мать" побуждает еще что-нибудь почитать у него.

      Это странно, мне несколько человек писали об этой проблеме. Но я сама оставила комментарий с телефона и все получилось (правда, он анонимный). В настройках все проверила,все работает корректно. ОЧень странно...:(

      Удалить
  2. А мы в детстве зачитывались этим романом! Писали по русскому сочинения о Павке Корчагине. Хотели во всем ему подражать.
    Елизавета, я тоже со смартфона не могу вам писать комментарии.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Видимо, Вы с Павкой были на одной волне в то время. Возможно, при перечитывании сейчас, у Вас бы сложилось другое впечатление (не обязательно негативное)

      Это странно, мне несколько человек писали об этой проблеме. Но я сама оставила комментарий с телефона и все получилось (правда, он анонимный). В настройках все проверила,все работает корректно. ОЧень странно...:(

      Удалить
  3. Не люблю я эти "идейные" книги про партию и Советский Союз. "Как закалялась сталь" не читала, но даже по твоему описанию мне ясно, что произведение мне бы не понравилось. Угробить свою жизнь за какие то политические идеи - что может быть глупее и печальнее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не скажу, что я много читала про партию и СССР... "Мать" мне, в принципе, понравилась. Но вот с этим... Название только и зацепило) Последнее предложение - абсолютно согласна.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Елизавета! Есть книги вне времени! А есть книги - для каждого времени. "Как закалялась сталь" - это книга моего времени, мы её изучали в школе, при поступлении в вуз писала по ней сочинение,и была 5. Но с тех пор её не читала. Интересно, а если сейчас перечитать... Боюсь разочароваться. Пусть остаётся впечатление моей юности: Павка Корчагин - искренне верящий в новую замечательную жизнь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна с вами в том, что есть книги для конкретного времени...

      Ох, не перечитывайте,Людмила Фёдоровна, пусть воспоминания останутся приятными!))

      Удалить