«Братья Карамазовы», Ф. М. Достоевский

By Елизавета Доброхотова - мая 26, 2018

Таки закончила я читать этот роман. Наверное, сейчас будет самый спутанный отзыв.


Мне всегда кажется, что самое свое темное, жуткое и страшное я уже прочитала. До этого я читала «Лолиту», «Американского психопата», романы и повести Кафки, «Записки из мёртвого дома» и думала, что ну все, сложнее и тяжелее ничего уже не будет. Но всегда находится что-то, что присоединяется к этому списку.
Я пыталась уже начинать «Братьев», но все стопорилось на длинных описаниях и изъяснениях. Я не раз уже говорила, что для каждой книги свое время. И в 24 года, это примерно в те же года, как и главным героям, мне это произведение «зашло».
Мне многие говорили, местами произведение скучное. Но вот что я скажу: мне понравилось абсолютно все, я не скучала. Параллельно я читала лекцию В. Набокова о творчестве Достоевского. Но об этом я скажу позже и, скорее всего, в отдельном посте.  Когда прочитаю все произведения, которые есть в лекциях Набокова.
А вообще – петь дифирамбы Достоевскому я не хочу. Все и так все знают. Но высказаться – это святое:)
О романе
«Братья Карамазовы» – это последнее произведение автора, часть «великого Пятикнижия». Посвятил он этот роман своей жене – Анне Григорьевне Достоевской. Тут небольшое отступление: все-таки за скорее всего каждым мужчиной стоит великая женщина, которая его не бросила, поощряла его творчество и помогала ему. Возвращаемся к «Братьям» и моим впечатлениям.
Уже ближе к финалу я обнаружила отсылку к «Запискам из мёртвого дома». Там упоминалось о молодом человеке, которого осудили за убийство отца. Потом рассказчик отметил, что затем его оправдали. Только вот оправдают ли Дмитрия – этого мы уже не узнаем.
В романе Достоевский охватывает огромный пласт проблем: вопросы о семье, о нравственности, о грехе, об освобождении, о свободе, о сладострастии, о Вере, о Боге. Что должно быть в голове писателя, чтобы написать обо всем этом?
В какой-то момент я слегоца удивилась: таки кто убил? Митя или не Митя? Даже подумала, что я затупила и что-то пропустила. Чуть было не перечила серёдку книги:)
Серия "Русская классика" от издательства "Э". Пока читала, всё "золотое" богатство стерлось.
 Цена доступная, конечно, но качество на "3". И опечаток в тексте море:(
О героях
Я хочу о женщинах высказаться. Грушенька Светлова мне понравилась больше всех. Я могу ее понять и объяснить её поступки. Особенно меня впечатлил монолог Груши в главе «Луковка» седьмой книги, который мне объяснил многое в её поведении. По мне – самая честная персона в романе.
С остальными какие-то проблемы: с ними взаимопонимания не сложилось. Катерина Ивановна – страдалица, которую хлебом не корми – дай пострадать и позлиться. По Мите – страдала, на него же и злилась за измену, по Ивану – страдала, на него же и злилась. Якобы милосердная и сердобольная девушка, но как Грушенька сделала не по её: назвала ее «тварью» и выгнала. Алёша не вызвал ни злости, ни симпатии: он как губка, ходил, слушал проблемы других и словами поддержки пытался очистить негатив и злобу. Такой катализатор. О своей тезке Лизе Хохлаковой тоже мало хорошего могу сказать. Она больна, позволяет себе не хорошие высказывания, подлости и бесчестности. 
Набоков очень точно сказал о Достоевском, как о писателе, создавшем «целую галерею неврастеников и душевнобольных». Владимир Владимирович не очень любил Фёдора Михайловича, даже совсем не любил, но парочку интересных вещей через лекции Набокова я в Достоевском открыла. 
Итог
Ставить оценку этому произведению не буду. Рекомендовать прочитать тоже не буду - все о «Братьях» слышали и не всем может понравится. Но 17-летнему (а именно во столько я пыталась прочитать «Братьев» этот роман) вряд ли понравится.

Спасибо за прочтение!

  • Share:

You Might Also Like

9 коммент.

  1. Я сдавала литературу в свое время, что толко не читала, но после того как сдала из головы испарилось все как пшык. Мне, кажется, что после школы надо еще раз перечитывать все на свежую голову. Одно время я делала это - перечитывала. И взгляд на произведение меняется конечно. Единственное что я бы не стала читать это "Лолиту", ее сюжет мне почему-то априори противен :(

    www.chigarkova.ru | Instagram

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ох, я тоже сдавала литературу когда-то.

      Конечно, взгляд на то же "Преступление и наказание" в школе одно, а в лет так 25 - другое, в 45 - вообще третье.

      Насчет "Лолиты". Понимаю тебя, не поддерживаю тех, кто говорит, что эта история о великой любви. Это история о болезни, перверзии и сломанной жизни.

      Удалить
  2. Люблю Достоевского, но пришла это любовь уже в достаточно зрелом возрасте. Тоже читала легко, вдумчиво

    ОтветитьУдалить
  3. Мне нравится Ваш подход к обзору книг,по новому!

    NEW POST » https://withoutkate.blogspot.com/2018/05/top-5-sunglasses-wishlist-zaful.html

    ОтветитьУдалить
  4. Тоже читала "Братьев" уже во взрослом возрасте, лет в 26 наверно. Тяжелая книга, хотя я и люблю, когда все несчастны, и чтобы обязательно была драма и много сложных характеров. Потому Достоевский и входит в 10, ну или в 15, моих любимых авторов.
    Очень счастлива, что в школе обходилась краткими изложениями, многие произведения я бы точно не советовала школьникам читать. Зачем ломать неустоявшуюся психику и прививать отвращение к классике.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне кажется, многое зависит от учителя литературы. Если учитель сможет правильно выстроить урок, то и негатива к классическим произведениям не появится. Достоевский изучается уже в подростковом возрасте, а сами его произведения осуществляют воспитательные цели обучения.

      Насколько я помню, "Братья" в школьную программу не входят, по крайней мере, принятой на федеральном уровне. Насчет "Преступления и наказания", входящего в программу, могу сказать то, что это произведение учит подростков отличать хорошее от плохого.:)

      Удалить
  5. Здравствуйте, Елизавета!
    "Братьев Карамазовых" прочитала на четвёртом курсе университета, в 21 год. Роман стал самым любимым у Достоевского. Я его поставила выше очень любимого "Идиота".
    Вы правы: это произведение нужно читать не в школьном возрасте.

    ОтветитьУдалить