«Приглашение на казнь», Владимир Набоков

By Елизавета Доброхотова - сентября 22, 2018

Ох, эта книга просто глоток свежего воздуха после готических и романтических романов!
 «Приглашение на казнь» – фантастическая антиутопия, написанная Набоковым на русском языке. Цинциннат – тридцатилетний учитель, которого обвинили за «гносеологическую гнусность» и приговорили к смертной казни через отсечение головы.

«Да что с тобой Цинциннат?»

Из всех героев Цинциннат представляет собой отдельную цельную личность, способную чувствовать и обладающую духовным даром. Он одиночка, но до какого-то момента скрывающий свою особость, своё отличие от толпы. Из зоны комфорта его вытягивает женщина – Марфинька. Сначала с ней любовь, поцелуи, брак… а потом её равнодушные и спокойные измены, которые он не мог переносить. Остальные в этом романе – только лишь пародия на людей.

«Это маленькая вещь, а мужчине такое облегчение»

Наверное, эти слова от любимой женщины стали последней каплей. Да блин, любой человек не захотел бы делить своего любимого с другими! А её нагулянные дети? Слепая тучная девочка и хромой злой мальчик попали в его класс, постоянно напоминая о предательстве.

«Горе!»

Наверное, именно этим словом, произнесённым тестем Цинцинната, я бы охарактеризовала всех женских персонажей.

Цецилия Ц. Мать главного героя. Мне она показалась самой человечной, самой понимающей Цинцинната. Хоть она и бросила его ещё ребёнком, Цецилия одна из первых пришла поддержать его. И я, скорее всего, верю ей и в её переживания за сына.

Эммочка. Двенадцатилетняя дочь директора тюрьмы. Практически в каждом набоковском романе есть девочка-нимфетка. Эммочка одна из них. Она напоминает мне одновременно Лолиту, и Магду, и Марфиньку, и Машеньку. Для главного героя она – символ свободы и надежды на освобождение.

Марфинька. О ней я сказала выше, но хочется немного дополнить. Любила ли она Цинцинната? Не думаю. Она также живет в своем мире и вообще не понимает, что ее мужу вот-вот кранты. При этом с лёгкостью заводит себе нового любовника. Просто «суперженщина» (понимаете, что этоо сарказм?) Она такая дурочка по жизни, что её даже и судить не хочется. Просто отмахнуться от неё.

Цинциннат и Чернышевский

Нашла в интернете любопытный материал. Оказывается, описывая Цинцинната Владимир Набоков вдохновлялся судьбой философа-утописта Чернышевского, автора «Что делать». Я не буду её пересказывать, потому что не уверена в правдивости. Щёлкайте сюда, чтобы познакомиться со статьёй.

Общее впечатление

Люблю Набокова. Люблю его язык, его мысли.

Да, «Приглашение на казнь» может показаться романтическим произведением: герой противостоит толпе, уходит от этого мира и умирает за свою правоту. Но посмотрите, как совершенно иначе раскрывается литературный романтизм в этом произведении. Однозначно рекомендую. 


Спасибо, что прочитали! Что вам нравится у Набокова?:) 

  • Share:

You Might Also Like

11 коммент.

  1. Про Набокова и меня всё уже знаешь:) "Приглашение на казнь" слушала с интересом.

    ОтветитьУдалить
  2. Набоков one love! Обожаю его роман "Под знаком незаконнорождённых"!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Читала этот роман, тоже понравился:)
      вообще мне хочется прочитать, если не всё, то большую часть его произведений. Вот здесь я слежу за своими успехами: https://kcandrb.blogspot.com/2018/02/blog-post_23.html

      Удалить
  3. Думаю, что мне стоит перечитать. Прежнее чтение нисколько не впечатлило. С годами все меняется

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я взяла эту книгу у отца. Когда я у него спросила, как ему, он сказал, что ничего особенного, просто мужчина ждал своей казни:) может быть, это вина разных взглядов поколений?

      Удалить
  4. Тоже люблю читать Набокова из-за его языка. Даже больше, чем из-за сюжета))

    ОтветитьУдалить
  5. Елизавета , здравствуйте! Представляете, я тоже взяла в библиотеке книгу В.Набокова...вспомнила "Машеньку")

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О "Машеньке" у меня есть отзыв)) Мне больше по душе поздние произведения Набокова))

      Удалить
    2. Если интересно, вот он, отзыв на "Машеньку" https://kcandrb.blogspot.com/2018/07/blog-post_24.html

      Удалить