Картины с обложек книг

By Елизавета Доброхотова - сентября 09, 2018

В этом посте мне бы хотелось узнать, какие картины каких художников фигурируют на некоторых обложках купленных мною книг. Поехали!


Я очень люблю красивые обложки книг. Я сужу по обложке: от ее привлекательности зависит то, возьму ли я эту книгу в руки. Мне нравится, когда издатели используют картины художников, и особенно я ценю, если они отвечают содержанию или хотя бы ка-то перекликаются с сюжетом.
Сегодня я выступлю исследователем. Я выбрала некоторые романы в своей библиотечке, чтобы изучить эти картины, найти полные картины в интернете и рассказать вам интересные факты о художниках. У меня больше всего книг от издательства «Азбука», поэтому разбирать я буду их обложки.

Крог, картина ок. 1882 года

На обложке романа «Яма»Александра Куприна изображена девушка. Она закрыла рукой лицо. Она плачет? Она встревожена? Или ее соседка по комнате сказала, что-то глупое, и девушка ловит фейспалм?
Перед нами картина норвежского живописца и писателя Кристиана Крога. Крупнейшего представителя реализма. Любопытно, что Крог написал роман «Альбертина», повествующий о натурщице, вынужденной из-за бедности стать проституткой. Кристиан даже написал картину «Альбертина в приёмной полицейского доктора». 
"Альбертина в приемной полицейского доктора"
Увы, найти, как называется картина с обложки я не смогла. Но перекликающееся творчество Куприна и Крога меня порадовало: оба были реалистами и писали о проблемах жизни, быта и мира.

 Борисов-Мусатов, «Автопортрет с сестрой»

Берем роман «Машенька» - на обложке сидит разряженная девушка, скорее всего, дворянка. На обороте книги значится, что это фрагмент картины Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова «Автопортрет с сестрой». На картине изображена яркая девушка – сестра Елена, а немного в тени – сам художник. Вот так выглядит полная картина:


Виктор – русский художник. Особенность его творчества – изображение жизни дворян. Любопытно, что сам живописец родился в семье бывших крепостных крестьян, ставших мещанами. В возрасте трех лет Виктор упал со скамейки. Падение оказалось очень неудачным: мальчик повредил позвоночник, в результате у него начал расти горб. После этого несчастно случая художник испытывал проблемы со здоровьем всю жизнь. Но смотрите, какие сочные и жизнерадостные картины:
"Весна"

"Дама у гобелена"

"Парк погружается в тень"

Касаткин, «В коридоре окружного суда»

Эта картина «красуется» на обложке романа «Записки из Мёртвого дома». Автор произведения искусства – Николай Алексеевич Касаткин, русский живописей, приверженец реализма, участник «Товарищества передвижников».  На картинах его, в основном, изображены простые рабочие люди. Они трудятся, отдыхают, а художник запечатлевает моменты их жизни.

"Осиротели"
Николай Алексеевич изобразил сцену суда над человеком. Горе, отчаянье, сломанные и раздавленные судьбы. Картина и произведение по отдельности очень сильные, а вместе – просто головодробящее сочетание.
Обложка романа
Савицкий «Панихида»

У меня сборник повестей Льва Николаевича Толстого под названием «Смерть Ивана Ильича», а на обложке картина Константина Аполлоновича Савицкого «Панихида»:


Картина «Панихида» - пример жанровой живописи, изображающей сцены повседневной жизни народа и окружающей его действительности.

А самого Константина Савицкого вы можете знать по картине «Утро в сосновом бору». Именно Савицкий написал медведей, а его имя стояло в создателях картины наравне с Шишкиным. Но коллекционер Павел Третьяков стер имя Константина Апполоновича, обосновав так: «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». Интересно, Савицкому было обидно?..

Ванькович, «Женщина раскладывает пасьянс»

Именно эту прелестную женщину редакторы издательства «Эксмо» выбрали на обложку романа «Игрок» Фёдора Достоевского.

Валентий-Вильгельм Ванькович – белорусский живописец-портретист и яркий представитель романтизма в искусстве. Портреты чудесные и правда!

портрет Томаша Зана
Портрет известной пианистки Марии Шимановской
Читать полностью:  https://news.tut.by/culture/398008.html

Как сообщает интернет, в Беларуси осталась только одна картина художника – портрет Томаша Зана. Впрочем, где всё остальное – интернет мне не сказал. Предположу, что во Франции, которую Валентий-Вильгельм отправился покорять в 40 лет, где и умер в 42 года.


На этом все. И пока я писала и искала материал, мне показалось, что пять картин – это много, надо поменьше:)) Если этот пост понравился вам – напишите в комментариях, я сделаю подобную статью, но с другими обложками картин. 


Спасибо, что прочитали! 

  • Share:

You Might Also Like

15 коммент.

  1. Мне очень понравился Ваш материал, Лиза. Я не всегда задумываюсь, о художниках, чьи картины есть на обложках и в тексте. Теперь буду внимательнее

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое за комментарий!

      Честно сказать, сама ни разу не интересовалась, до определённого момента))

      Удалить
  2. Часто и я выбираю книги по обложке. Но в последнее время, я стала больше читать краткое содержание. И если оно меня заинтересовало, то книга идет ко мне на полку :) и обложка уже не важна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я написала этот пост не из-за того, что сужу книги по обложке)) Просто интересно стало, что и кто скрывается под этими картинами и иллюстрациями)

      Но не скрою: мне очень приятно, когда и книга хорошая, и обложка. А краткие содержания не читаю, потому что: 1. зачем спойлерить себе сюжет? 2. краткое содержание - это пересказ и впечатление одного человека. Лучше иметь свое представление.

      К аннотациям тоже равнодушна - не всегда в ней написано то, что действительно есть в книге.

      Удалить
    2. Тут согласна - дело вкуса. Кому как удобно выбирать :)

      Удалить
  3. До такой забавы не догадалась, но в интернете регулярно интересуюсь знакомыми и незнакомыми художниками. Перестала посты о них писать:(

    ОтветитьУдалить
  4. Отличный пост! Я не часто встречаю подобные обложки. Обычно выбираю книги по содержанию краткому или описанию, ну и качество исполнения для меня важно.

    ОтветитьУдалить
  5. Ух ты! У меня очень много книг с подобными картинами, но я никогда не смотрела на них именно, как на картины, для меня это были только обложки) А сейчас задумалась!)
    Хороший пост, спасибо!

    wdresscode.blogspot.ru
    Instagram

    ОтветитьУдалить
  6. Интересный пост, Елизавета! Да, я обращала внимание на обложки - это наверно, профессиональное - я же библиотекарь. Но как-то не углублялась в детали. Вы ещё больше мой интерес возбудили!

    ОтветитьУдалить
  7. На обложке "Ямы" А.Куприна изображена деталь картины Кристиана Крога "Маделейн" (Madeleine), полотно хранится в Художественном музее города Лиллехаммер (Норвегия) - https://lillehammerartmuseum.com/kunstverk/christian-krohg-madeleine/?lang=en
    Большинство издательств грешит тем, что не указывает автора и название картины, которую использует для обложки(( Раньше только "Азбука" указывала эту информацию.

    ОтветитьУдалить