«Бесы», Фёдор Достоевский

By Елизавета Доброхотова - ноября 14, 2018

Удивительная история, которую я никак не могла прочитать около 4-5 лет. И хорошо!..



Я не знаю, что написать.

Мне даже и сказать-то нечего.

Попробую собрать воедино все свои мысли и эмоции, потому что я, наверное, в шоке от этого произведения и от Достоевского в частности. Чего только нет в «Бесах»: и политика, и тема «отцов и детей», и сладострастие, и самые низкие преступления, и душевные болезни, и детские комплексы. Если окрасить это произведение, то получатся темные, черные, серые цвета. Но есть ли что-то светлое и доброе в «Бесах»? Есть ли герои, которым вообще можно сопереживать?

Я нашла несколько персонажей, судьбой которых прониклась.

Иван Павлович Шатов. Мне кажется, он искренний и добрый человек, который вляпался в историю, поверил в идею, доверился не тем людям.

Матрёша. Невинная девочка, не знавшая ласки ни от матери, ни от отца, подумала, что нежность ей подарит Ставрогин. Подарил (сарказм).
Ну и всё, пожалуй, на таких персонажах.

Не могу обойти стороной личность Николая Ставрогина. Нет в романе человека, которого бы не задел Николай: кого-то соблазнил, у кого-то увёл жену, кого-то разочаровал характером. Но! Но все эти обманутые и обиженные люди видят его таким ясным солнышком, милой пташечкой, Иваном-царевичем. Демонический красавец имеет демоническую душу: простому человеку не раздать Николая. Пётр Верховенский, как мне кажется, подумал, что смог понять, раскрутить Ставрогина в пользу своих дел, но, естественно, ошибся.
Мне очень понравилась мысль, с которой я согласна, с Полки: «В достоевсковедении есть вариант интерпретации, который предполагает, что все остальные персонажи «Бесов» — только носители разных идей и свойств Ставрогина, его зеркала, его вторичные воплощения или вовсе функции, позволяющие сообщить о Ставрогине больше деталей».

К Ставрогину нельзя, просто нельзя относиться равнодушно. После прочтения вы его либо возненавидите, либо полюбите. Знаете, я приближаюсь ко второму варианту: и только потому, что (далее спойлер) он самоубился, а значит, как мне кажется, осознал, что он еще то дерьмо-человек.

Общее впечатление


Ох, ребят-девчат, тяжелая книга. Тяжелее, чем «Идиот». И, повторюсь, после нее такая пустота в душе, хочется заполнить ее романчиками Дарьи Донцовой, чтобы, так сказать, забыться и «напиться». Рекомендую, советую! Познакомиться со списком прочитанных мной романов Достоевского и почитать другие отзывы вы можете здесь: тык



  • Share:

You Might Also Like

8 коммент.

  1. Скажу крамольную для себя, учителя литературы, мысль: "Бесы" Ф.М.Достоевского не люблю. Из всего пятикнижия "Бесы" и "Подросток" - самые тяжёлые романы. Но "Бесы"... Вы правы: после чтения не хочется читать у Достоевского больше ничего.
    И как не восхититься "Братьями Карамазовыми" и "Идиотом"! Да уж, Фёдор Михайлович такой ))
    С уважением, Ольга Голубева (https://olgagolubeva.blogspot.com/)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ничего плохого в этом нет! Учителя, филологи такие же люди))

      Согласна с Вами!

      Удалить
  2. Мое любимое произведение у Достоевского.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. К сожалению, не могу сказать так же. Очень неоднозначное, тяжелое произведение. Возможно, мне нужно время, чтобы понять.

      Удалить
  3. Люблю Ваши отзывы и очень нежное и душевное оформление. Фотки прекрасны, даже нет и намека, что пишите о том, что не понравилось. А Достоевский, он есть сам-сплошное противоречие. "Бесы" ни разу полностью не прочла, не смогла. а потому не могу ничего сказать

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое, Анна Борисовна! Достоевский - действительно очень противоречивый писатель. Не скажу. что не понравилось произведение - оно просто такое тяжелое, объёмное, поэтому, наверное, нужно время, чтобы его понять и осознать...
      Тоже очень долго приступала к чтению этого романа.

      Удалить
  4. А я прямо люблю, когда нет положительных героев, в жизни каждый человек имеет те и другие стороны, пусть и литература будет приближена к жизни. За что, собственно, Достоевского и любим

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна! В жизни нет четкой полярности "плохой" и "хороший". С одной стороны, это очень хорошо)

      Удалить