«Подросток», Ф.М. Достоевский

By Елизавета Доброхотова - апреля 19, 2019


Ура! Я сделала это! Я прочитала все романы Фёдора Михайловича! Какой восторг и какое облегчение. Но перейдем непосредственно к субъективному отзыву на роман.







Первые 200 страниц как-то особенно тяжко давались. Поэтому я читала параллельно несколько книг. А потом, в начале апреля, что-то так подхватил, завлек и унес меня с собой роман… Что я отложила все книги и занялась только ей.
В этом романе присутствует всё, что мы так горячо любим у Достоевского: герой, имеющий свою философию, свою «идею»; несколько ярких женщин, самоубийства, замут вокруг денег и азартных игр; старец-народный мудрец-юродивый; сумасшествие всех (определенно всех) героев. Ну, прям все какие-то невменяемые.
В интернетах пишут, что в этом романе очень динамичный сюжет (по сравнению с другими романами Достоевского). Я сначала хотела об этом поспорить, но, пожалуй, соглашусь. Событий действительно много, хотя действие романа разворачивается всего на несколько месяцев.
Немного о героях
Главный герой романа Аркадий Макарьевич Долгорукий, 19-летний молодой человек. Собственно, повествование ведется от его лица. Перед нами, скажем так, записки, в которых Аркадий делится своим житьём-бытьём в один странный период жизни.
Мне главный герой поначалу не понравился. Порой хотелось на него ушат воды вылить за его позицию по отношению к людям. Нет в нем ничего такого, чему я могла бы сопереживать. Даже пережитые им унижения у Тушара не заставили дрогнуть мое сердце. А сам Аркадий — гордец. Он придумал свою «идею», что сможет жить без всех, сэкономить, побираться и, как следствие, сделать богатство.
Но в конце я так поразилась тому, что он оказался в обстоятельствах, вообще не понятных ему и никто, вообще никто не объясняет, что собственно творится. Толкнули пацана в клубок интриг)) И я, как Аркадий, задавалась вопросом: «Офигеть, что происходит?!» И как-то к концу повествования рассмотрела я Аркадия, увидела, что он потихоньку начал находить свой путь.
А вообще, все герои — сплошная загадка и объяснить их мотивы мне очень тяжело, даже невозможно. Я даже не буду браться.
А что в итоге?
А в итоге, на мой взгляд, получился такой себе экзистенциальный роман, где главный герой ищет себя, ищет свой путь, сталкивается с подростковыми проблемами, испытывает первую любовь.
Да, как и любой роман этого великого писателя, «Подросток» нуждается в глубоком анализе, но оставим это настоящим филологам, мне очень хотелось высказать свои первые эмоции после прочтения.
И здесь же подведу предварительные итоги моего проекта «Фёдор Достоевский. Что хочу прочитать?» 
Это был последний роман Достоевского, который я прочитала. Неужели, они все закончились? Остались только повести:) В этом посте я поставила себе установку прочитать, если не все, то большинство произведений Фёдора Михайловича. Прошел практически год. За год я прочла: романы «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы»; повести: «Двойник», «Дядюшкин сон».
Несомненно, я буду продолжать читать его произведения, но, скорее всего, сделаю перерыв. На полке стоит ещё много непрочитанного, да и у меня есть аналогичные планы на романы Эмиля Золя, и Владимира Набокова, да еще тут заказ с Читайгорода подъехал… Как все успеть?:)
Спасибо, что прочитали! Увидимся совсем скоро!

  • Share:

You Might Also Like

10 коммент.

  1. Здравствуйте, Елизавета! Очень рада, что Вы прочитали большинство произведений Достоевского. Это не просто! "Подросток" читала очень давно. И читая Ваш отзыв, даже не вспомнила. У меня давно потребность в чтении классики. Пожалуй, возьму почитать что-нибудь из Достоевского.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за комментарий, Людмила Фёдоровна!
      Действительно, это было непросто, но я рада, что все получилось!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Елизавета! Вы настоящий герой, освоить Достоевского непросто, если, конечно, не понять, не настроиться на его волну и не полюбить. У меня был период "достоевщины", когда хотелось чего-то странного, непохожего на современность, того, что заславляет влезть в собственное "Я" и копаться в самых потаённых местах самосознания. Правда это быстро прошло, потому что школьная программа не предполагает погрукжения в одну эпоху. а читать Достоевского одновременно (к примеру) с Шолоховым - это нонсенс.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надеюсь, что после учебы у вас будет время читать то, что вам хочется) В школе, в университете нам надо читать по выверенным спискам, а по окончанию "университетов" можно читать в свое удовольствие!))

      Удалить
  3. Достоевского анализировать очень тяжело, но и за этот отзыв. спасибо. Вы не разочаровались в этот писатели, и это-главное!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне кажется, что это произведение — отличная тема для научных студенческих работ или ученических. 16-17 подростки могли бы много почерпнуть из этого произведения:) Эх, где мои 17 лет)))

      Удалить
  4. Лиза, читала, по-моему, всё у Достоевского. Но нынче уж с трудом вспоминаю подробности))). Может, стоит перечитать... И, да, Достоевского тоже читала с перерывами, через какие-то более позитивные книги. Он может слегка, иногда и не слегка угнетать. Тем более живу я в Питере, а тут много "достоевской" атмосферы, пасмурно, грязно-желтая палитра дворов-колодцев....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Понимаю-понимаю, сама быстро могу забыть, поэтому в блоге записываю)))

      Согласна, запросто может случиться передоз достоевщиной, который повлечет грусть-тоску-уныние. Подряд все читать — тяжело.

      Удалить
  5. Я недавно купила его мини-собрание, но там Подростка нет. И снова жила рядом с домом Раскольникова в Питере, каждый раз думаю об этой истории, когда останавливаюсь в районе Сенной

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. К сожалению, "Подросток" не такое популярное произведение, как мне кажется. По крайней мере, при учебе на журналиста и филолога его редко упоминали.
      Ох, как круто! Так хочу побывать в Питере, пройти дорожками героев и посетить музей Достоевского!

      Удалить