«Хаджи-Мурат», Лев Толстой

By Елизавета Доброхотова - мая 14, 2020


Привет, книголюбы! Продолжаю читать находки в родительской библиотеке. Делюсь с вами свежим отзывом.

Аннотация

«Повесть Льва Толстого, написанная в конце 1890-х — начале 1900-х и опубликованная в 1912 году, после смерти писателя. Главный герой повести — реальное историческое лицо, Хаджи-Мурат, наиб Шамиля, в 1851 году перешедший на сторону русских, а в следующем году погибший при попытке бежать в горы»

О произведении
В 23 года Толстой попал служить на Кавказ. В своих дневниках он часто упоминал историю Хаджи Мурата, аварский вождя и военачальника.

Замысел повести родился в июле 1896 года, когда Толстой увидел искорёженный репей и написал в дневнике, что репей напомнил ему Хаджи-Мурата. Писатель долго изучал литературу об этом человеке, о Николае I, которого он позднее включил в повесть.

Интересно, что произведение опубликовали после смерти писателя с цензурными изъятиями, а полностью – только в 1917 году. Политика, что поделать!)

Мои впечатления
Очень понравилась метафора Толстого с растением «татарин». После такого яркого, запоминающегося  начала захотелось читать дальше.

Я не знала, о чем произведение. Не знала. Что Хаджи-Мурат – существовавший человек. То, что мне снова попалось историческое произведение, я поняла, когда в повествование вошел император Николай Первый. Меня это не расстроило, а заставило читать вдумчивее, внимательнее.

Русские представлены не с лучшей стороны – интриганы, кутилы, пьяницы, игроки. Хаджи-Мурат предстал перед читателями не просто удалым военачальником, а защитником своего семейства, ради них он пошел на риск.

Но все-таки это произведение не покоило меня. Думаю, так вышло потому что, последние страницы я читала отрывочно: то одно, то другое выдергивало из сюжета и не давало полностью насладиться чтением. Вот так получилось – начало и середина понравились, а конец повести совсем выпал.

Послесловие
Тут же хочу вам сообщить, что Вера, автор блога «Любите книги!», вернулась на эту платформу. В новом посте она рассказала почему ушла, почему вернулась и собрала все свои рецензии на прочитанное за 5 месяцев. Заходите, там много интересного!

  • Share:

You Might Also Like

6 коммент.

  1. Здравствуйте, Лилия! Вы начали читать книги по школьной программе. Эту повесть Толстого читала давно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я Лиза:)

      В школе я эту книгу не читала:) Мы изучали совсем другие произведения.

      Удалить
  2. Лиза, большое спасибо за отзыв! А отдельное спасибо за то, что указала ссылочку на мой блог. 😉
    Как помнишь, мне данная повесть понравилась от начала и до конца. Я прям влилась в неё. Возможно, повлияло ещё и то, что я родом с Кавказа и у меня пробудился немалый интерес к истории наших мест.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне кажется, книги, в которых встречается малая родина - всегда вызывают большой отклик! Для себя поняла, что, хоть мне и понравился исторический жанр, но о Кавказе, южных странах тяжело читать.

      Удалить
  3. Я помню, эта книга стояла в шкафу у бабушки, но рука не тянулась. Я вообще Кавказом заинтересовалась не так давно, после поездки в Грузию. Нужно будет повторить трип и книги в тему взять с собой) Частенько так делаю для полного погружения

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня тоже душа не лежала... и, видимо, не зря)
      Дааа, я помню,что ты так любишь делать))

      Удалить