«Казус Кукоцкого», Людмила Улицкая

By Елизавета Доброхотова - ноября 21, 2020

 

Сегодня я расскажу вам об захватывающей с первых страниц истории – семейной саге Людмилы Улицкой.


Аннотация

 «Время действия романа Людмилы Улицкой "Казус Кукоцкого" — сороковые-шестидесятые: излет сталинской эпохи, разгром генетики, смерть тирана, оттепель, первые джазмены. На фоне всех этих событий — жизнь Павла Алексеевича Кукоцкого, гениального врача, наделенного даром "внутривидения". Телесность и, казалось бы, самая грубая физиология (здесь автор не боится подойти к самому краю) тесно сплетаются с темой судьбы — в высоком, почти древнегреческом ее понимании»

Впечатление

Изумительно!.. Правда. Я люблю семейные саги, эту я прочитала с большим удовольствием. Теперь бы мне хотелось высказаться насчет некоторых персонажей и проблематики.

О некоторых персонажах

К Павлу Алексеевичу, Елене Георгиевне, Василисе вопросов нет.

А вот линия Тани вызвала несколько негативные эмоции. С того момента, как ее жизнь отошла от медицины, биологии и науки, я с недоумением следила за ее судьбой. И мне непонятно, почему ее считают светлым персонажем. Я ждала подвоха. В жизни так хорошо не бывает – родители бы давно увидели, что происходит с дочерью, чем она занимается, попытались бы воздействовать. Но Кукоцкие живут вместе - и вроде бы и врозь. Вроде бы они заодно, а вроде бы и против. Ну а подвох, что ж я его дождалась, но удовлетворения я не почувствовала.

Удивила Тома. Я рассчитывала увидеть ее знаменитой ученой женщиной, благодарной преемственницей Кукоцкого, но никак вот такой вот…скупой теткой. Здесь я расстроилась.

Я отметила для себя поведение одного совершенно не главного персонажа, но для меня показательного. Эльвира Полуэктова, жена Сергея, любимого Тани, не бросила его в трудную минуту и поддержала, как настоящий друг, вытянула из депрессии и помогла двигаться дальше.

Проблематика

Вторая глава, посвященная сновидениям Елены в «седьмую сторону света», сначала вызвала недоумение. Но потом в героях этой главы я узнала некоторых героев из самого повествования. Зачем эта глава? Возможно, автор хотела поделиться своими мыслями о загробной жизни: что ничего не заканчивается.

В этой же главе Павел Алексеевич встречается со знаменитым русским классиков – замечательная сцена!

«Лицо старика было знакомым, он ни с каким именем не вязалось. Он оказался довольно болтливым – рассказывал о детях, внуках, поминал маленького Ванечку, о котором так убивался, и совершенно напрасно…»

2000 год – дата написания романа. Для меня удивительно, что в эти годы написано произведение с таким мощным феминистическим посылом. На протяжении всего романа – несмотря на то, что главный герой мужчина – сквозь строчки читается: женщина начало и конец всего, что она имеет право сама распоряжаться своим телом, в том числе и делать аборт.

«Искусственное прерывание беременности он считал самой тяжелой из гинекологических операций в моральном отношении, и для женщины, и для врача… Но разве не здесь пролегает существенная граница между человеком и животным, возможность и право выхода за пределы биологического закона – производить потомство не по воле ритмов, а по своему собственному желанию? Не здесь ли реализуется человеческий выбор, право на свободу, в конце концов?»

Нашла к чему придраться

Теперь немного «подгорчим» пилюлю. Читая ближе к концу, у меня появилось ощущение, что автор задумала большое, монументальное произведение, но потом что-то пошло не так, посему он убыстрила, смазала действие.

Если бы не это ощущение, то все было бы прекрасно.

Читали ли вы романы Улицкой? Может  быть, смотрели одноименный сериал?


  • Share:

You Might Also Like

8 коммент.

  1. Лиза, привет!

    Спасибо тебе за рецензию.

    Не знала, что есть сериал.

    У меня неоднозначное отношение к этому произведению.

    Для меня оно иногда чересчур подробно-брезгливое.

    Судьба избалованной Танечки меня не удивила, к сожалению.

    Написано в общем прекрасно, объемно, эмоционально.

    Но есть концептуальная и сюжетная недосказанность. Согласна с тобой.

    Остаётся чувство, что не получилось того размаха, который запланирован.

    В целом, трагично-тяжелое произведение.

    Но оно заставляет задуматься о многом. И его стоит прочитать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Меня брезгливость не смущает, наоборот, я люблю такие подробности без прикрытий. Нравится, когда вещи называют своими именами.

      Согласна, что произведение стоит прочитать, мыслей море после него.

      Удалить
  2. Читала этот роман и видела фильм, но очень давно! Как-нибудь перечитаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А что запомнилось после прочтения и просмотра? Остались воспоминания о содержании?

      Удалить
  3. Здравствуй, Лиза.
    Книгу не читала. но вот название кажется знакомым.
    Скорее всего по фильму.
    Взяла на заметку, нашла в интернете онлайн.
    Буду читать.
    Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте,Елизавета! Произведения Улицкой мне нравятся - какие-то больше, например, "Лестница Якова" какие-то меньше, как "Казус Кукоцкого". Но всё же они заслуживают внимательного чтения, потому что позволяют задуматься о многом. Люблю рассказы Улицкой и не раз писала о них, например "Пиковая дама"https://serdzerasum.blogspot.com/2020/04/blog-post_16.html#more

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А почему "Казус Кукоцкого" вам понравился меньше, если не секрет?
      Ознакомлюсь с вашим отзывом:)

      Удалить