«Камера обскура», Владимир Набоков

By Елизавета Доброхотова - июня 13, 2018

Еще один роман о семье и изменах.


1920 на дворе. Чарльстон, милые шляпки, короткие платья и волосы, туфельки с ремешками… Появляются первые кинотеатры. В одном из них Бруно встречает Магду и искра, буря, безумие.
Коротко о чём
В центре внимания история порядочного семьянина, который вдруг влюбляется в молоденькую шестнадцатилетнюю девушку. Этот роман об убивающей и сжигающей любви, об изменах, о слепоте духовной и физической. Ну и конечно, как у Набокова завелось: о любви к молоденьких девчушкам, которые и не против того, чтобы их полюбили. Конец их романа трагичен, но никого не хочется жалеть.
Название произведения – говорящее.
«Камера-обскура (в переводе с латинского буквально — «темная комната») — это простейшее оптическое устройство (приспособление), позволяющее получить на экране изображения предметов, предшественник фотокамеры».
Собственно главный герой угодил в эту камеру и наблюдает в щелочку за всем происходящим, видя перевернутый мир.
А еще Бруно и Магда встретились именно в кино. Может быть, роман назван в честь этого события?:)
О героях
Бруно Кречмар. Искусствовед. Женат, есть дочь Ирма. В один из вечеров он встречает Магду. Любопытно, что мы не знаем, как и почему вдруг Бруно влюбился в нимфетку, в его прошлом не было таких молоденьких девушек. Влюбившись, он ослеп духовно: он не замечал ее недостатков, им руководило только желание.
Магда Петерс. Девушка с сомнительным прошлым. В ее «трудовой книжке»: работа натурщицей, немного проституции и чуть-чуть жизни на деньги богатых мужчин. Один из таких  стал ее первой и последней любовью. Магда – такая хрупкая на вид, но не по-детски расчетливая, хитрая.
Роберт Горн. Любовник Магды, «лучший друг» Бруно. ОН приспособленец. У него нет моральных принципов. Он похож на Лантье из «Западни». А Лантье козлина та еще (как и Горн, собственно).
Общее впечатление
Поставлю роману твердую «четвёрочку». Балл снизила за смерть. Какую – не скажу:))
А вообще, после таких историй думаешь: стоит ли весь этот круговорот страстей обычного  тихого семейного счастья? Бруно погубил все вокруг себя, вот просто взял и похерил.

  • Share:

You Might Also Like

14 коммент.

  1. Браво, искренний отзыв. Сейчас мои впечатления от чтения этого произведения Набокова притупились, но точно знаю, перечитывать никогда не стану

    ОтветитьУдалить
  2. И всё- таки для меня это лучшее произведение на сегодняшний день. Оно о морали. Есть о чем подумать и я бы не стала так резко обвинять всех. Взять Магду и подумать о ней. Я бы эту девочку пожалела. Будь я в возрасте Лизы, то возможно бы более резко судила. Сейчас не могу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне симпатичен здесь Макс.
      А вот " крейчмеры" вызвать симпатию не могут. Лиза, ты снова вернула меня в эту историю. Только думать о ней перестала:)

      Удалить
    2. Согласна на счет Макса. Но он там такой "проходной" персонаж и недостаточно для меня раскрыт...

      Я бы не сказала, что я резко отношусь к Магде. Девчушка приспособилась к жизни, которая требовала от нее стать расчетливой. В принципе, я ее понимаю, но в итоге жалости к ее судьбе не испытываю.

      Удалить
    3. Лиза, ещё раз спасибо за Набокова. Он умеет и пакость преподнести вкусно.
      Магде не повезло изначально, с рождения. Макс великодушен, умеет управлять своими эмоциями ради любви к своей сестре, племяннице. Набоков жестоко хотел наказать Крейчмера, но пострадала больше всего жена...

      Удалить
    4. Ох, я думаю, в этой истории больше всех пострадала Ирма:( Вот ее мне очень жаль.

      Не за что! Я очень рада, что Набоков понравился:)

      Удалить
    5. Это да, но матери пережить подобное. Об этом не стоит думать и анализу никакому не подлежит.

      Удалить
    6. Здесь соглашусь: сначала измена, потом это.

      Удалить
  3. И всё же как много литературы о человеческих слабостях!)
    Мне бы наверное тяжело было бы такое читать)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это точно. Наверное, практически все в литературе о человеческих недостатках или недостатках великих людей:)

      Удалить
  4. Я почему-то была уверена, что читала эту книгу, но по описанию, поняла, что нет)) Надо бы заполнить пробел, тем более она вроде даже есть в моей домашней библиотеке)) Мне у Набокова очень нравится слог, у него такая узнаваемая манера письма, что наслаждаешься не только сюжетом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я бы даже сказала, что сюжет - это не к Набокову)) у него лучше наслаждаться каждым словечком))

      Удалить