«Идиот», Фёдор Достоевский

By Елизавета Доброхотова - августа 22, 2018

Закончила читать этот роман и спешу поделиться с вами впечатлениями.


Как водится у меня с Достоевским, роман я пыталась читать в школе, лет в 15-17. Я прочитала несколько глав и попросту бросила. Не тот у меня был возраст, как я люблю говорить.

О таком заметном произведении уже много чего сказали, я не хочу пересказывать отзывы других, читать мнения литераторов (почитаю после опубликования своего поста). Расскажу вам, что думала и чувствовала я, пока читала этот роман.

Начну с того, что я читала его не в самые лучше времена своей жизни. Поэтому, когда мне на глаза попалась фраза из объяснения умирающего Ипполита: «К чему их вечная печаль, вечная их тревога и суета: вечная, угрюмая злость их (потому что они злы, злы, злы)? Кто виноват, что они несчастны и не умеют жить, имея впереди по шестидесяти лет жизни?», знаете, я как-то приободрилась и подумала: «А действительно, к чему моя печаль? Все пройдёт, а у меня не шестьдесят лет за плечами». И после романа мне стало легче. Нет, проблемы не исчезли, я взглянула на них немного иначе.

Итак, перейдем к книге. Пока я читала, я ловила себя на мысли, что ни один из здоровых (если можно так сказать) персонажей мне не нравится. (Я даже подумала, в честь ли князя Достоевский назвал этот роман?..) Ни Рогожин, ни Аглая, ни Лизавета Прокофьевна, ни Настасья Филипповна, ни Ганя и вся эта карусель адекватов. Разве что князь, которому Фёдор Михайлович дал имя Лев Николаевич Мышкин (получилось несколько иронично), вызвал у меня симпатию. На его месте я бы укатила с наследством подальше от всех этих людей в Швейцарию. Но князь – дитя в теле взрослого мужчины, он непосредственен и наивен, прост и невинен.

Ему нужна ни Аглая, ни Настасья. Думаю, ему бы подошла девушка вроде Веры Лебедевой. Но о женщинах нужно говорить отдельно

Женские персонажи

Для меня и Аглая, и Настасья – абсолютно похожие девушки по характеру. У них разная предыстория, но желание быть свободной одно. А еще «любовь» к князю. Обе решили, что могут командовать «идиотом», но не учли, что этот «идиот» самый настоящий христианин и ребёнок в душе и, собственно говоря, сам в состоянии сделать выбор. Выбор он сделал…неосознанный. И я не берусь рассуждать, любил ли он сам. Я соглашусь с Евгением Павловичем, который очень в точку объяснил ему всю любовь князя. Думаю, он попал в точку. А я повторюсь: на месте Льва Николаевича я бы бросила весь этот цирк с конями и свалила с наследством в Швейцарию! Да, не по-христиански, но как бы всем полегче было.

Недостатки

Но это больше несерьезные придирки. Фёдор Михайлович постоянно употребляет слово «давеча». У меня психологическая травма после написания диссертации по диалектологии, а тут это слово постоянно отсылало меня обратно!:D Но я потом привыкла, кстати.

Концовка

Сначала я посмеялась, узнав о Рогожине и Настасье. Честно. А потом, дочитав до конца, мне стало жалко князя: такая короткая, но яркая здоровая жизнь, как его загубили все эти люди… И в который раз я говорю: «Спасибо, Фёдор Михайлович, за пищу для ума».

Я так надеялась на хеппи-энд для князя Мышкина, но ведь это Достоевский. Главный герой не получает радостный финал в обычном понимании. Блин, пойду поплачу, серьёзно.


А как вам этот роман? 






  • Share:

You Might Also Like

10 коммент.

  1. "Идиот" Ф.М.Достоевского - второй любимый роман у этого писателя после "Братьев Карамазовых". Князь Мышкин - герой, к которму испытываешь необыкновенное чувство нежности. Мне всегда хотелось её защитить от всех, но понимала, что он силён. Конечно, трагична история Рогожина.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, насчёт Мышкина. А вот Рогожина погубила любовь, ревность и животная страсть.

      Удалить
  2. Я читала данное произведение в школе. Хотела бы добавить, что Достоевский славится своими концовками, хоть они все и предсказуемы, но практически в каждом его романе концовка реалистична. Взять даже "Преступление и наказание" - пока читаешь, даже переживаешь за Раскольникова и очень хочешь, что у него все наладилось.
    Вообще не любила в школе литературу, но если мы проходили Достоевского, я всё читала. Советую к прочтению его роман " Униженные и оскорблённые ". Малоизвестная работа писателя, но читается на одном дыхании.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Читала этот роман, очень понравился!
      Вообще из романов мне остались только "Бесы" и "Подросток". Надеюсь, что до конца года прочитаю.

      Удалить
  3. Мой любимый роман у Достоевского. Самый простой для понимания, наверно, но не по содержанию. И мне нравится, что все его истории не заканчиваются хеппи эндами. Они настоящие, как сама жизнь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Думаю, этот роман тоже станет мои любимым. Пока наслаждаюсь послевкусием:)

      Удалить
  4. Я читала его несколько лет назад и была покорена! НО! Не помешало бы перечитать, так как на момент первого знакомства с этим романом мне было всего лишь 15 лет. Уверена на все 1000 %, что если прочитаю его сейчас, то восприятие будет совсем иное.
    Вообще я трепетно люблю творчество Достоевского, но так редко к нему возвращаюсь... :(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, ты изменилась и, скорее всего, обнаружишь новые смыслы в романе.:)

      Удалить