«Бойня номер пять», Курт Воннегут (издательство АСТ)

By Елизавета Доброхотова - апреля 02, 2018


И я снова прочитала автобиографический роман. Только отличие от «Записок» в том, что он немного шизанутый.



Это произведение рассказывает о бомбардировке Дрездена во время Второй мировой войны, которую произвели военно-воздушные силы Великобритании и США. Воннегут был свидетелем событий: в 1944 году он попал в плен к немецким войскам, был отправлен в Дрезден. Во время бомбежки он скрывался на городской скотобойне номер 5, а потом помогал спасать погребенных под обломками людей. Все, что вы прочитаете в этой книге про плен, было с писателем на самом деле. Картины достаточно страшные и неприятные.


Герой романа Билли Пилигрим несколько апатичный, плывущий по течению, скромный, спокойный, настоящий интроверт – вот уж кто зря энергию расходовать не будет. Как мне кажется, такой характер у него сложился из-за взаимоотношений с отцом (который своеобразным способом пытался научить плавать) и после войны и плена.

Однажды Билли похищают инопланетяне и помещают его в зоопарк вместе с популярной актрисой. Он многое узнает от жителей Тральфамадора. Самым важным стало: 


Когда человек умирает, нам это только кажется. Он все еще жив в прошлом, так что очень глупо плакать на его похоронах. Все моменты прошлого, настоящего и будущего всегда существовали и всегда будут существовать. <…> Только у нас, на Земле, существует иллюзия, что моменты идут один за другим, как бусы на нитке, и что если мгновение прошло, оно прошло бесповоротно. Когда человек умирает, нам это только кажется. Он все еще жив в прошлом, так что очень глупо плакать на его похоронах. Все моменты прошлого, настоящего и будущего всегда существовали и всегда будут существовать. <…> Только у нас, на Земле, существует иллюзия, что моменты идут один за другим, как бусы на нитке, и что если мгновение прошло, оно прошло бесповоротно.

Реальность граничит с выдумкой. Безумие Билли переплетается с воспоминаниями  о безумии войны. Наверное, без сатиры, иронии, слов «такие дела», без вышеназванной философской мысли было бы очень тяжело читать этот роман. 

«Бойня номер пять» была запрещена в США и занесена в список «вредных» книг. Чем вредна эта книга? Воннегут был против войны, он не считал, что бомбежка Дрездена это наказание за преступление нацистов. Все-таки нацисты – это одни люди, а гражданские – совершенно другие.

Воспоминания о той бомбежке страшные. В той же википедии читаю воспоминания Маргарет Фрейер, жительницы Дрездена:

В огненном шквале раздавались стоны и крики о помощи. Всё вокруг превратилось в сплошной ад. Я вижу женщину — она до сих пор у меня перед глазами. В её руках свёрток. Это ребёнок. Она бежит, падает, и младенец, описав дугу, исчезает в пламени. Внезапно прямо передо мной возникают двое. Они кричат, машут руками, и вдруг, к ужасу моему, я вижу, как один за другим эти люди падают на землю (сегодня я знаю, что несчастные стали жертвами нехватки кислорода). Они теряют сознание и превращаются в золу. Безумный страх охватывает меня, и я все время повторяю: «Не хочу сгореть заживо!» Не знаю, сколько ещё людей попались на моем пути. Я знаю только одно: я не должна сгореть.

Ну как бы я вставила эту цитату, но перечитывать мне ее еще раз страшно.


Общее впечатление

Воннегут – не мой писатель. Прочитав «Бойню», я ничего не поняла. Но обдумав, прочитав историю, признаю – роман прекрасен. Сквозь сарказм и слова «такие дела» чувствую грусть, печаль и боль писателя. Советую или нет? Скорее всего, нет. Не знаю людей, которым бы это понравилось.

Другие рецензии на романы Курта Воннегута: «Колыбель для кошки», «Завтрак для чемпионов», «Механическое пианино».

  • Share:

You Might Also Like

4 коммент.

  1. Я хотела как-то почитать, но поняла что нет настроя на книгу такого жанра, хоть она и достаточно известна.
    ♥♥♥My cozy Life-Blog♥♥♥

    ОтветитьУдалить
  2. Я начинала читать эту книгу, а потом уехала в Питер и забыла о ней)) Спасибо за напоминание, наверно все-таки осилю))
    www.recklessdiary.ru

    ОтветитьУдалить