История одного шляпника

By Елизавета Доброхотова - июня 14, 2021

Наконец-то и я прочитала эту необыкновенную, страшную, жестокую книгу. Предлагаю к прочтению отзыв на роман Арчибальда Кронина «Замок Броуди».Это было сильно!.. Сначала я читала эту книгу как обычно по 30-40 страниц в день. Впереди было около 400 страниц. И в какой-то вечер меня просто поглотило повествование, и я быстро прочитала эти 400 страниц. За вечер! 

Аннотация

"Замок Броуди" — первый и, пожалуй, самый известный роман замечательного прозаика Арчибалда Джозефа Кронина. "Мой дом — моя крепость" — эта английская пословица хорошо известна. И узнать тайны английского дома, увидеть "невидимые миру слезы" мало кому удается.

Дом Джеймса Броуди стал не крепостью, а превратился для членов его семьи в настоящую тюрьму. Из нее вырывается старшая дочь Мэри, уезжает сын Мэт, а вот те, кто смиряется с самодурством и деспотизмом Броуди — его жена Маргарет и малышка Несси, — обречены...

Факты о романе

1.Это первый литературный опыт шотландского писателя Арчибальда Кронина.

2.Задумав написать роман, А.Дж. Кронин обозначил его как «трагическое описание человеческой самовлюбленности и злейшей гордыни».

3.Название романа – «Hatter’s Castle» (дословно «Замок шляпника») – на русском языке передано как «Замок Броуди». 

4.В романе описана историческая сцена – крушение железнодорожного моста на реке Тей.

Общее впечатление

Это было сильно!.. Сначала я читала эту книгу как обычно по 30-40 страниц в день. Впереди было около 400 страниц. И в какой-то вечер меня просто поглотило повествование, и я быстро прочитала эти 400 страниц. За вечер!

Меня поразило, насколько глубоко и психологично Арчибальд Кронин описал судьбу этой семьи. Знаете, он не описывает, что в головах героев, но становится понятно, что за люди в этой семье и как все примерно закончится.

Эту книгу можно читать каждому, ведь это настоящее пособие «Как не должно быть в вашей семье». «Замок Броуди» подходит на все времена, я уверена. Смотрите сами: свекровь, престарелая мать, которая кроме еды ничем больше не интересуется; ее сын, глава семейства, семейный тиран, абьюзер; мама, сломленная женщина; сын –беслолочь и эгоист; дочь Мэри – прям героиня для «Беременна в 16»,  а последняя дочка – надежда тирана, которую он заставляет учиться на отлично.

Мне бы хотелось высказаться о некоторых персонажах подробнее. Начну с матери.

На первых страницах эта бедная женщина не вызывала ничего, кроме жалости и раздражения. Затюканная мужем, жившая в нелюбви, больная она не знала счастья с Джеймсом в семейной жизни. Уже ближе к концу мы узнаем ее имя – Маргарет – сильное, красивое, королевское имя. Мы узнаем немного – но достаточно -  о ее юной жизни со своими родителями, когда ее искренне любили. Узнали и о том, каким был Джеймс Броуди в начале их отношений. Что могло случится, что любящий мужчина мог превратиться в такого монстра?

Если бы в семье были доверительные отношения, то не случилось бы трагедии с Мэри, средней дочери, которая забеременела вне брака. Отказались помочь ей и мать, и, конечно же, отец. На самом деле, в книге очень жуткая сцена описана, связанная с беременностью и родами, это нужно читать, чтобы проникнуться. Я очень рада, что автор подарил героине счастливый финал, что ей удалось вырваться из этого плена.

Ну и вишенка на торте – Джеймс Броуди. Вот ни разулечку не было такого, чтобы я подумала: «Ну ведь он же прав!» В одном из отзывов я прочитала, что читателю не хватило мотивации: почему Броуди такой. Я подозреваю, что его также абьюзили в детстве, издевались, поколачивали. Только он вырос не забитым, а жестоким и себялюбивым гордецом, помешанным на себе и своем комфорте психопатом. Ему мать сказала, что его отец был таким же: «Отец твой нравом походил на тебя, как две капли воды. Такой же заносчивый, а уж вспыльчив – настоящий порох! <…> Ох, и горд же он был, горд, как сам дьявол! <...> Он разыгрывал из себя знатного барина – то ему подай, это принеси – и одевался, как какой-нибудь герцог, и все толковал о своих предках да о правах, которые он мог бы иметь».

Всем героям, сбежавшим от такого папочки, необходимы долгие часы терапии у психотерапевта, ага.

Вот такие мысли по поводу романа «Замок Броуди». После этого произведения мне очень хочется почитать еще что-то у Кронина. Настолько хочется, что думаю сделать себе вызов, как с произведениями Достоевского, Золя и Набокова. Кстати, пора бы почитать что-нибудь у этих гениев.

А вы читали романы Арчибальда Кронина? Очень хочу обсудить с вами «Замок Броуди».

  • Share:

You Might Also Like

12 коммент.

  1. Здравствуйте, Елизавета!
    В прошлом году я тоже познакомилась с Крониным. И первый роман был "Замок Броуди". Эта книга стала книгой года для меня.
    На сегодняшний день прочитаны 4 романа писателя. Несколько дней назад закончила читать "Цитадель". Прочитаны ещё "Три любви" и "Ключи Царства". Отзывы обо всех произведениях в блоге: https://olgagolubeva.blogspot.com/search/label/%D0%90.%D0%9A%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BD.

    За Мэри рада и я. Только эта героиня смогла противостоять самодуру-отцу.
    Читайте Арчибальда Кронина. Точно будет интересно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, книга потрясающая! И так же, думаю, станет для меня книгой года. НЕ припомню, что бы читала что-то подобное.
      Прочитала ваши отзывы. Теперь загорелась еще большим желанием почитать романы Кронина!

      Удалить
  2. Какой потрясающий роман! Я прочитала "Замок Броуди" в прошлом году. Потом еще прочитала его романы "Звёзды смотрят вниз" и "Три любви".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Выдающийся роман, согласна с вами. Я тоже планирую еще что-нибудь почитать у этого автора. думаю, что все произведения достойны!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Елизавета! Я тоже с удовольствием прочитала "Замок Броуди". А ещё читала "Цитадель", "Ключи царства", но "Замок" - самая потрясающая.

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Елизавета!
    Именно с этой книги и я начала знакомство с творчеством Кронина )) Очень рада, что её прочитала, эта книга увлекательная, книга заставляет думать и будит эмоции. Я прочитала её на одном дыхании. Будем читать романы Кронина и дальше, нас, любителей его творчества, всё больше ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Интересно, но многие начинают с этой книги. Потому что она, во-первых, самая первая в творчестве Кронина, а во-вторых, больше всех на слуху.
      Я удивлена, что не сняли еще никакой современный фильм по этому роману. Мне кажется, что сериал получился бы классный, если бы толковые люди сделали)

      Удалить
  5. Здравствуй, Елизавета.
    Я тоже читала "замок", и вот сейчас снова взяла этот томик с полки - положила на тумбочку у кровати - начну перечитывать.
    Есть книги, которые можно читать по многу раз, и всякий раз находить что-то новое.
    Проверю свои прежние впечатления.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Думаю, что вы откроете что-то новое. Ведь классика всегда многоуровневая.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Лиза! Нашего полку прибыло, чему я очень рада))
    Мое знакомство с творчеством А. Кронина состоялось в детстве, когда в руки попался его роман "Юные годы". Он мне невероятно понравился, а фамилия писателя запомнилась сразу и навсегда. Кстати, эту книгу тоже могу порекомендовать.
    Много лет спустя прочитала "Замок Броуди". Это было ошеломляющее впечатление. Впрочем, не только было, но и остается до сих пор. Потом прочла "Цитадель", "Вычеркнутый из жизни". Одним словом, тот, кто еще не стал читателем Кронина, но планирует им стать, - настоящие счастливчики, им предстоит встреча с замечательной литературой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна с вами! Очень рада, что открыла этого автора. Мне давно не хватало чего-то нового и необычного из классической литературы.

      Удалить