«Волшебная гора», Томас Манн

By Елизавета Доброхотова - июня 14, 2020


Уфффф! Целый МЕСЯЦ я читала непростой, глубокий и местами нудный роман. Расставим все точки над «Ё» по роману немецкого писателя?


Аннотация

«История об обитателях дорогого туберкулезного санатория в Швейцарских Альпах, где время течет незаметно, жизнь и смерть как бы утрачивают смысл и значимость, а мельчайшие нюансы человеческих отношений, напротив, приобретают болезненную остроту.

Любовь, веселье, дружба, вражда, ревность - для обитателей санатория все эти чувства словно отмечены тенью небытия. Кто-то из них выздоровеет и навсегда покинет Альпы. Кто-то умрет.

Но никто еще не знает, какой будет его судьба...»

О произведении
Поводом для написания романа стало нахождение его жены Кати на одном из таких оздоровительных курортов в Давосе. Писатель детально узнал о режиме, быте, разговорах живущих там людей из писем от жены.

Он задумывал повесть, в которой расскажет о больных, упивающихся своей болезнью. Но, со временем, повесть переросла в огромный роман, включивший в себя множество тем, размышлений и направлений.

Главный герой – Ганс Касторп. Его окружают несколько персонажей, каждый из которых олицетворяет какую-либо философию:

  • либерализм: литератор и масон Сеттембрини ратует за прогресс и просвещение;
  • консерватизм: мистически настроенный иезуит Нафта отстаивает незыблемую ценность традиций;
  • гедонизм: байронический кофейный магнат Пепперкорн крутит роман с русской пациенткой, мадам Шоша, которая воплощает для пациентов любовное влечение.
  • естественнонаучный материализм: доктор Беренс (жизнь для него - «всего-навсего кислородное сгорание клеточного белка»).
Спасибо тебе, Википедия, я бы не разобралась без тебя!

Мои впечатления
Сильно. Фундаментально. Читать было очень сложно – из-за объема (читаешь-читаешь, а страницы не уменьшаются), из-за философских тем (разговоров и рассуждений героев было море); из-за тягучего, практически не продвигающегося сюжета (из-за этого, признаюсь, было нудно читать).

Но не могли не покорить колоритный персонажи. Особенно мне понравился доктор Беренс – видимо, врачи во все времена юморные, отчасти циничные и материальные, приземленные (хотя и встречаются творческие люди, как тот же Беренс); разумеется, Клавдия Шоша, описанная влюбленными глазами Ганса; Иоахим Цимсен.

Иоахим Цимсен… Я влюбилась в этого героя. Не пустозвон, готов делать РЕАЛЬНЫЕ поступки, а не болтать на вершине горы.

Ганс Касторп, была ли твоя болезнь настоящей? Или ты настолько хотел остаться на горе и предаться размышлениям, рассуждениям, неторопливой жизни здесь, на горе? Думаю, что по большей части Ганс внушил себе болезнь (хотя и были ее предпосылки).

Не скрою от вас: тяжело было читать описание смерти одного из героев. Но это из-за личных переживаний. Возможно, кому-то и не откликнется такое правдивое описание ухода из жизни от болезни.

Финал романа мне показался несколько скомканным и неожиданным. Может быть, Манн понял, что немного увлекся описанием жизни Ганса Касторпа? Но, честно скажу, я ожидала смерти Ганса, а не то, что он сделал.

Во всяком случае, роман понравился. Рада, что знакомство с Томасом Манном состоялось.

А вы читали этот или другие романы немецкого писателя? Что понравилось?


  • Share:

You Might Also Like

6 коммент.

  1. Томаса Манна всегда тяжело читать! С праздником, Елизавета! С Международным Днем Блоггера!

    ОтветитьУдалить
  2. Лиза! Спасибо тебе за рекомендацию! Заинтересовала! Но объем - масштабен! С днем блогера! Новых книг, новых читателей, радости творчества!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не за что! Ох,даааа, объем - огромный. Читать такие книги тяжело для меня, правда. На полке стоит "Маятник фуко" - за него тоже боюсь браться.

      С праздником, Настя! Успехов!

      Удалить
  3. Я читала лишь "Смерть в Венеции" данного автора и мне оооочень понравилось!
    Я всё-таки в первую очередь хочу прочитать у него роман "Будденброки", причём, возможно (но не факт) рискну осилить в оригинале, так как моя преподавательница говорит, что мой уровень позволит. Ну хз-хз... :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне стало стыдно, Вер - когда-то я достаточно хорошо знала немецкий... Сейчас все забыла. Нужно бы ходить на занятия или найти подходящий курс... (до беременности ходила в клуб любителей немецкого языка, а потом перестала по понятным причинам). Люблю немецкий язык. В студенчестве пробовала "Процесс" Кафки читать.

      Попробуй, вдруг, и правда, хорошо пойдет!

      Удалить
  4. Спасибо за отзыв! Я люблю Томаса Манна, но не читала его самую известную Волшебную гору. Всегда было интересно, о чём она. Не думаю, что хочу прочитать, тема не вдохновляет. Но то, как пишет, Манн, мне очень нравится. Не знаю за что, но полюбила когда-то Будденброки, а в позапрошлом году прочитала Избранника, это великолепное произведение по уровню мастерства в умении создать эту очаровательную шутку - пародию на средневековый роман, не упустив при этом ни смысла, ни глубины. Когда-то просто застряла в Лотте в Веймаре. Но как-нибудь вернусь и прочитаю, ждёт и ещё пара книг. Читала рассказы, и именно они познакомили меня с автором, захотелось знакомство продолжить.

    ОтветитьУдалить