«Радость жизни», Эмиль Золя

By Елизавета Доброхотова - декабря 08, 2019


Привет, книголюб! Те, кто давно со мной знают, что я вызвалась прочитать все романы из цикла «Ругон-Маккары». Произведение, о котором пойдет речь – часть этой серии.

Аннотация

«Осиротевшая Полина Кеню поселяется у своих родственников — семейства Шанто, живущего в рыбацкой деревушке Бонвиль. Из-за расточительства новых опекунов всё наследство сироты будет в скором времени растрачено. Малышке Кеню предстоит многое пережить на своем жизненном пути…»

Мои впечатления
Значительный представитель реализма Эмиль Золя покорил меня снова! Три сцены из «Радости жизни» впечатлили меня больше: описание первой крови Полины, роды Луизы и откачивание Полиной новорожденного мальчика.

Все сцены он описывает достаточно подробно. Первая менструация характеризуется восхитительным (ну правда, красиво же) сравнением: «Теперь Полина уже знала, почему в пору наступления половой зрелости кровь брызнула из нее, как сок из спелой лозы, раздавленной во время сбора винограда»

Сцена родов описана подробно. Золя нашел слова, чтобы рассказать о том, как тяжело даются дети, как сложно люди появляются на свет. Не могу не поделиться цитатой, от которой мурашки побежали просто толпой по ногам и рукам: «Рука ребенка уже свесилась наружу. То была крохотная темная ручка; пальцы иногда сжимались и разжимались, словно цепляясь за жизнь»

А откачивание новорожденного – тут мое сердце не выдержало, и я дала волю эмоциям. «А по другую сторону коридора, в бывшей спальне г-жи Шанто, Полина боролась с возрастающей асфиксией несчастного крохотного создания, которое она сюда принесла. Она поспешно положила его в кресло у горящего камина, опустилась перед ним на колени и, смачивая тряпку в чашке с водкой, неустанно растирала его, не замечая даже, что судорога сводит ей руку. Ребенок был такой хилый, такой хрупкий и жалкий, что Полина боялась погубить его…»

И на него в свое время за это наехали, особенно за трагическую и правдоподобную сцену родов. И вот, что сказал Золя:
«Я неоднократно заявлял, что не понимаю, почему считается постыдным изображать в искусстве акт деторождения. Я настаиваю на праве говорить об этом свободно, просто как о великом акте, творящем жизнь, и я спрашиваю: где вы нашли в моих книгах страницы, побуждающие к распутству? Так и с описанием родов, в котором вы меня упрекаете: я вижу здесь только драму, столь же захватывающую, как драма смерти».

Я придерживаюсь того же мнения насчет описания таких процессов. Единственное мое условие, пожелания – это должно быть УМЕСТНО.

О персонажах
Полина Кеню. В ней сочетаются совершенно разные качества. Милосердна, жертвенна, добра. В то же время жуткая ревнивица (есть в книге неприятный эпизод из ее детства связанный с этим качеством), скупая (в романе часто встречаются моменты внутренней борьбы) и, я бы сказала, завистлива (но здесь я ее понимаю и не осуждаю!).

Все это гармонично в ней живет. По-женски мне ее очень жаль. Она же совсем не видела мир! И она безумно хочет ребенка, хочет быть с Лазаром, нооооо… Не было бы истории Полины без этих «но».

Лазар Шанто. Это полная противоположность Октаву Муре из «Дамского счастья». И это тот тип мужчины, который я бы не хотела встречать на своем жизненном пути. Лазар быстро загорается идеей и быстро сгорает. В его неудачах виноваты все, кроме него. Мнения своего он что-то тоже не имеет: сначала действовал по советам мамы, потом Полины.

Три разрушенные судьбы: Полины, Лазара и Луизы. Зачем? Наверное, для того, чтобы сказать: «жизнь, какая бы она не была ужасная, плохая, как бы не везло, жизнь – самое прекрасное, замечательное, восхитительное. Мы не знаем, что ждет после смерти, поэтому надо беречь жизнь». Старик Шанто, страдающий подагрой, разваленный этой болезнью, говорит в финале: «Убить себя – какая глупость!».

Послесловие
Повторюсь: произведение безумно понравилось. И я огорчена, что мы с Золя очень редко встречаемся. В 2020 году я запланировала прочтение 3 произведений из цикла романов «Ругон-Маккары». Понаблюдать за моими успехами в прочтении на сегодняшний день вы можете здесь.

Спасибо, что прочитали!

  • Share:

You Might Also Like

2 коммент.

  1. Здравствуйте, Елизавета! Золя я читала очень давно! Мы его изучали в университете! С тех пор не читала. И ничего уже не помню.

    ОтветитьУдалить
  2. Елизавета, здравствуйте! Золя, конечно, мы подзабыли... "Жерминаль" - помню, а "Радость жизни" - нет, по-моему... Спасибо за отзыв. Хочется прочитать...

    ОтветитьУдалить